Морские термины или словарь специальных морских терминов (продолжение). Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.
ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:
Термины моряков — К
Кабельтов (нидерл. kabeltouw) – мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.
Каболка – самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Каботаж (фр. cabotage) – плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.
Калышка – петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Камбуз (нидерл. kombuis) – кухня на судне.
Канонерская лодка (канлодка) – артиллерийский корабль для ведения боевых действий на реках, озерах и в прибрежных районах морей.
Водоизмещение канлодок: морских – до 2,5 тыс. т, речных – до 1,2 тыс. т. Вооружение канлодок: морских – 2-5 75-152-мм орудий, речных – 1-4 47-102-мм орудий, а также зенитные пушки и пулемёты.
Канонир – рядовой артиллерист в парусном флоте.
Капер – в XV-XIX вв. частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжало за свой счёт судно для борьбы против морской торговли противника.
Карбас – гребное промысловое судно среднего размера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море, использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, вмещало до 70 человек.
Каронада – короткая чугунная пушка.
Картечь – артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-ХХвв. – снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.
Каюта (нидерл. kajuit) – отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и т. д.
Кают-компания – столовая и место отдыха командного состава корабля.
Квартирмейстер (квартир-мейстер) – младший унтер-офицер во флоте.
Килевание
- 1) наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды (для ремонта, очистки или покраски подводной части судна) (см. также Кренгование);
- 2) наказание в ввиде протягивания наказуемого под днищем судна
Киллихтер, килектор (от нидерл. kiellichter – плавучий грузоподниматель) – судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством.
Киль (англ. keel) – основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.
Киль-блоки (киль-блок) – две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
Кильсон – продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов.
В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
Кингстон (от англ. kingston valve – заборный клапан) – отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.
Кип – жёлоб на щёках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.
Киповая планка – используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.
Клевант
- 1) Конусообразный кусок твёрдого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался.
- 2) Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
Клетень – слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Клетневание – особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий.
Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Кливер – косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.
Клипер – парусно-паровой(винтовой) быстроходный военный корабль.
Вооружён 6-10 орудиями. Имел водоизмещение от 600 до 1 500 т.
Клотик – деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
Клюз – отверстие в борту для якорной цепи.
Кнехты – парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием – плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при швартовке.
Книппель – снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединённых между собой железным стержнем или цепью. Книппели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.
Кница – деталь, соединяющая бимсы со шпангоутами.
Кноп (кноб) – узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.
Княвдигед – у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой.
Колышка – род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Комингс – вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
Компас (нидерл. kompass) – основной мореходный инструмент, показывает направление стран света и направление, по которому идёт судно.
Конец
Коренной конец – условное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса.
Ходовой конец – условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Контр-бизань – косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику.
Термин «контр-бизань» применяется к этому парусу только в случае наличия на бизань-мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее (см. бизань). Если такого паруса нет, термин «контр-бизань» не используется.
В художественной (преимущественно) литературе (как пример – Жюль Верн, «Дети капитана Гранта») этот термин часто неправильно применяется к аналогичному по виду и выполняемым функциям грота-триселю брига.
Кончебас – турецкое гребное одномачтовое судно, вооружённое лёгкой артиллерией.
Корабль
- 1) в современной общей терминологии – то же, что судно, то есть плавучее сооружение для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, добычи полезных ископаемых, а так же для военных целей.
- 2) В классификации парусных судов по типу парусного вооружения – то же, что фрегат. В этой классификации судно с любым другим типом парусного вооружения кораблем не является.
Новоизобретенный корабль – тип военного корабля, применявшегося в русском флоте в период русско-турецкой войны 1787—1792 гг.
Отличался уменьшенными размерами, низкой прочностью корпуса, плохими мореходными качествами.
Корвет (фр. corvette от лат. corbita – корабль) – в XVIII-XIX вв. трёхмачтовый корабль водоизмещением 400-600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий. С 40-х годов XIX в. – колёсный, а затем винтовой парусно-паровой корабль (водоизмещение до 3500 т, скорость до 14 уз).
Корма – задняя оконечность судна, лодки.
Корсары – частные лица, действующие на хорошо вооружённых лёгких судах против торгового судоходства с целью разбоя.
Коч – мореходное поморское, деревянное, одномачтовое, плоскодонное (сферическое), однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI-XIX веков.
Кочмара – большая парусная одномачтовая промысловая лодка.
Коуш – металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кофель-нагель – деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завёртывания на него снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка – деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикреплённый горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
Крамбол – толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
Кранцы – плетённые из верёвок подкладки, которые кладут между судном и пристанью, чтобы борт не попортить.
Крейсер – крупный корабль с сильной артиллерией, торпедным оружием, имеющий большую скорость и дальность плавания.
Основное назначение – ведение боя в море с крейсерами противника, разрушение береговых объектов, прикрытие конвоев и десантов, действия на морских сообщениях противника, постановка минных заграждений и т. д. В современном ВМФ имеются противолодочные крейсера.
Крейсирование – несение дозорной службы в определённом районе моря.
Кренгельс – кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Кренгование – наклон судна на борт (для проведения работ на подвдной части судна) без выхода киля из воды (см. также Килевание)
Кринолин – площадка, где размещались гребцы.
Крюйс – слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.
Крюйс-рей – второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.
Крюйт-камера (нидерл. kruit-kamer) – пороховой погреб на корабле.
Кубрик
- 1) Жилое помещение для команды.
- 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
Кумпанство – товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.
Куттер – самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями.
Термины для моряка — Л
Лаг – прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.
Лансон – одно-двухмачтовое речное судно, предназначавшееся для транспортировки войск.
Ластовые суда – малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов.
Латинское вооружение – треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.
Левентик – курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в нос. Парусное судно таким курсом идти не может. На парусниках этот курс используется для остановки судна (привести судно к ветру).
Лёгость
- 1) Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи.
- 2) В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.
Леер – металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязыаания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д.
Леерами также называются укреплённые на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.
Линейный корабль – в парусном флоте конца XVII – середины XIX в. самый большой трёхмачтовый военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами, вёл бой, находясь в линии (кильватерной колонне). Водоизмещение до 5 тыс. т, вооружение до 130 пушек;
Линкор (сокр. от линейный корабль) – в паровом флоте крупный военный корабль с мощной артиллерией и бронёй для уничтожения кораблей всех классов в морском бою и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам.
Водоизмещение 20-65 тыс. т, скорость до ЗЗ уз, толщина брони до 483 мм. Вооружение: 8-12 орудий калибром 280-457 мм, до 20 универсальных орудий калибром 100-152 мм, до 140 зенитных пушек. Экипаж до 2800 человек.
Линёк – короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
Линия баталии – боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.
Линь – тонкий растительный трос диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.
Лисели (лисель) – дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.
Лисель-реёк – реёк, к которому пришнуровываеся лисель.
Лисель-спирты – тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
Лодья (ладья) – морское и речное парусно-весельное судно славян VI – XIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины.
Лонг-салинг – два деревянных продольных бруса, прикреплённые к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.
Лопарь – трос, основанный между блоками или юферсами
Лот (нидерл. lood) – свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.
Лотлинь – специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.
Лоция – описание морского водоема и руководство для плавания.
Лоцман (нидерл. loodsman) – лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т. д.
Люверс – круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.
Люгер – небольшое трёхмачтовое военное судно первой половины XIX в. с вооружением 10-16 пушек. Применялись для посыльной службы.
Словарь спецтерминов — М
Манильпский трос – трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака – прядильного банана.
Манильский трос крепче пенькового на 70 % и легче на 25 %, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.
Мантыль – кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом – коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш-гак сейталей.
Марка – несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания.
Марс (марсовая площадка) – площадка на топе составной мачты, прикреплённая к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.
Марса-гитовы – одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.
Марса-драйреп – снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплён.
Марса-рей – рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.
Марсель – второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Мартин-гик – рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа – утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.
Мателот – соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым.
Матрос (англ. seaman) – лицо из состава верхней команды на судне.
Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъёма флажных сигналов и т. д.
Миля морская – морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м Cтарая русская миля равнялась 7.468 м.
Монитор – Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских – до 8000 т, речных – до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра (до 381 мм).
Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса «Монитор», построенного в США в 1861-62.
Морская сажень (см. сажень) – 6 футов (1.83 м).
Мортира – Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.
Мусинг – кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.