Словарь специальных морских терминов К,Л,М

словарь специальных морских терминов

Морские термины или словарь специальных морских терминов (продолжение). Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.

ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:

А,Б,В | Г,Д,И | К,Л,М | Н,О,П,Р | С,Т,У | Ф,Х,Ч | Ш,Э,Ю,Я

Термины моряков — К

Кабельтов (нидерл. kabeltouw) – мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.

Каболка – самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Каботаж (фр. cabotage) – плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.

Калышка – петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.

Камбуз (нидерл. kombuis) – кухня на судне.

Канонерская лодка (канлодка) – артиллерийский корабль для ведения боевых действий на реках, озерах и в прибрежных районах морей.

Водоизмещение канлодок: морских – до 2,5 тыс. т, речных – до 1,2 тыс. т. Вооружение канлодок: морских – 2-5 75-152-мм орудий, речных – 1-4 47-102-мм орудий, а также зенитные пушки и пулемёты.

Канонир – рядовой артиллерист в парусном флоте.

Капер – в XV-XIX вв. частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжало за свой счёт судно для борьбы против морской торговли противника.

Карбас – гребное промысловое судно среднего размера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море, использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, вмещало до 70 человек.

Каронада – короткая чугунная пушка.

Картечь – артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-ХХвв. – снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.

Каюта (нидерл. kajuit) – отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и т. д.

Кают-компания – столовая и место отдыха командного состава корабля.

Квартирмейстер (квартир-мейстер) – младший унтер-офицер во флоте.

Килевание

  1. 1) наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды (для ремонта, очистки или покраски подводной части судна) (см. также Кренгование);
  2. 2) наказание в ввиде протягивания наказуемого под днищем судна
    Киллихтер, килектор (от нидерл. kiellichter – плавучий грузоподниматель) – судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством.

Киль (англ. keel) – основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.

Киль-блоки (киль-блок) – две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
Кильсон – продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов.

В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.

Кингстон (от англ. kingston valve – заборный клапан) – отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.

Кип – жёлоб на щёках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.

Киповая планка – используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.

Клевант

  1. 1) Конусообразный кусок твёрдого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался.
  2. 2) Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.

Клетень – слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Клетневание – особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий.

Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Кливер – косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.

Клипер – парусно-паровой(винтовой) быстроходный военный корабль.

Вооружён 6-10 орудиями. Имел водоизмещение от 600 до 1 500 т.

Клотик – деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.

Клюз – отверстие в борту для якорной цепи.

Кнехты – парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием – плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при швартовке.

Книппель – снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединённых между собой железным стержнем или цепью. Книппели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.

Кница – деталь, соединяющая бимсы со шпангоутами.

Кноп (кноб) – узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.

Княвдигед – у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой.

Колышка – род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.

Комингс – вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.

Компас (нидерл. kompass) – основной мореходный инструмент, показывает направление стран света и направление, по которому идёт судно.

Конец

Коренной конец – условное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса.

Ходовой конец – условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Контр-бизань – косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику.

Термин «контр-бизань» применяется к этому парусу только в случае наличия на бизань-мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее (см. бизань). Если такого паруса нет, термин «контр-бизань» не используется.

В художественной (преимущественно) литературе (как пример – Жюль Верн, «Дети капитана Гранта») этот термин часто неправильно применяется к аналогичному по виду и выполняемым функциям грота-триселю брига.

Кончебас – турецкое гребное одномачтовое судно, вооружённое лёгкой артиллерией.

Корабль

  1. 1) в современной общей терминологии – то же, что судно, то есть плавучее сооружение для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, добычи полезных ископаемых, а так же для военных целей.
  2. 2) В классификации парусных судов по типу парусного вооружения – то же, что фрегат. В этой классификации судно с любым другим типом парусного вооружения кораблем не является.

Новоизобретенный корабль – тип военного корабля, применявшегося в русском флоте в период русско-турецкой войны 1787—1792 гг.

Отличался уменьшенными размерами, низкой прочностью корпуса, плохими мореходными качествами.

Корвет (фр. corvette от лат. corbita – корабль) – в XVIII-XIX вв. трёхмачтовый корабль водоизмещением 400-600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий. С 40-х годов XIX в. – колёсный, а затем винтовой парусно-паровой корабль (водоизмещение до 3500 т, скорость до 14 уз).

Корма – задняя оконечность судна, лодки.

Корсары – частные лица, действующие на хорошо вооружённых лёгких судах против торгового судоходства с целью разбоя.

Коч – мореходное поморское, деревянное, одномачтовое, плоскодонное (сферическое), однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI-XIX веков.

Кочмара – большая парусная одномачтовая промысловая лодка.

Коуш – металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.

Кофель-нагель – деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завёртывания на него снастей бегучего такелажа.

Кофель-планка – деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикреплённый горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.

Крамбол – толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.

Кранцы – плетённые из верёвок подкладки, которые кладут между судном и пристанью, чтобы борт не попортить.

Крейсер – крупный корабль с сильной артиллерией, торпедным оружием, имеющий большую скорость и дальность плавания.

Основное назначение – ведение боя в море с крейсерами противника, разрушение береговых объектов, прикрытие конвоев и десантов, действия на морских сообщениях противника, постановка минных заграждений и т. д. В современном ВМФ имеются противолодочные крейсера.

Крейсирование – несение дозорной службы в определённом районе моря.

Кренгельс – кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.

Кренгование – наклон судна на борт (для проведения работ на подвдной части судна) без выхода киля из воды (см. также Килевание)

Кринолин – площадка, где размещались гребцы.

Крюйс – слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.

Крюйс-рей – второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.

Крюйт-камера (нидерл. kruit-kamer) – пороховой погреб на корабле.

Кубрик

  1. 1) Жилое помещение для команды.
  2. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Кумпанство – товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.

Куттер – самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями.

Термины для моряка — Л

Лаг – прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Лансон – одно-двухмачтовое речное судно, предназначавшееся для транспортировки войск.

Ластовые суда – малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов.

Латинское вооружение – треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.

Левентик – курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в нос. Парусное судно таким курсом идти не может. На парусниках этот курс используется для остановки судна (привести судно к ветру).

Лёгость

  1. 1) Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи.
  2. 2) В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Леер – металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязыаания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д.

Леерами также называются укреплённые на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Линейный корабль – в парусном флоте конца XVII – середины XIX в. самый большой трёхмачтовый военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами, вёл бой, находясь в линии (кильватерной колонне). Водоизмещение до 5 тыс. т, вооружение до 130 пушек;

Линкор (сокр. от линейный корабль) – в паровом флоте крупный военный корабль с мощной артиллерией и бронёй для уничтожения кораблей всех классов в морском бою и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам.

Водоизмещение 20-65 тыс. т, скорость до ЗЗ уз, толщина брони до 483 мм. Вооружение: 8-12 орудий калибром 280-457 мм, до 20 универсальных орудий калибром 100-152 мм, до 140 зенитных пушек. Экипаж до 2800 человек.

Линёк – короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.

Линия баталии – боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.

Линь – тонкий растительный трос диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лисели (лисель) – дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.

Лисель-реёк – реёк, к которому пришнуровываеся лисель.

Лисель-спирты – тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.

Лодья (ладья) – морское и речное парусно-весельное судно славян VI – XIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины.

Лонг-салинг – два деревянных продольных бруса, прикреплённые к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.

Лопарь – трос, основанный между блоками или юферсами

Лот (нидерл. lood) – свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.

Лотлинь – специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.

Лоция – описание морского водоема и руководство для плавания.

Лоцман (нидерл. loodsman) – лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т. д.

Люверс – круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.

Люгер – небольшое трёхмачтовое военное судно первой половины XIX в. с вооружением 10-16 пушек. Применялись для посыльной службы.

Словарь спецтерминов — М

Манильпский трос – трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака – прядильного банана.

Манильский трос крепче пенькового на 70 % и легче на 25 %, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.

Мантыль – кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом – коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш-гак сейталей.

Марка – несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания.

Марс (марсовая площадка) – площадка на топе составной мачты, прикреплённая к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Марса-гитовы – одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.

Марса-драйреп – снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплён.

Марса-рей – рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.

Марсель – второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Мартин-гик – рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа – утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.

Мателот – соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым.

Матрос (англ. seaman) – лицо из состава верхней команды на судне.

Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъёма флажных сигналов и т. д.

Миля морская – морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м Cтарая русская миля равнялась 7.468 м.

Монитор – Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских – до 8000 т, речных – до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра (до 381 мм).

Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса «Монитор», построенного в США в 1861-62.

Морская сажень (см. сажень) – 6 футов (1.83 м).

Мортира – Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.

Мусинг – кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделись с друзьями
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
"Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.