Морские термины или словарь-список специальных морских терминов (продолжение). Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.
ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПИСОК СПЕЦИАЛЬНЫХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ:
Список специальных терминов — С
Салинг – деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стены (стеньги?) и с её продолжением в высоту – брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант.
Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга-салингов двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев – краспиц и короткого бруса, параллельного краспицам, – чака.
Свайка – железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
Свистов – тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону.
Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
Свитень – конец троса, заплетённый косой.
Сезень – плетёнка с петлёй на одном конце и косой – на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.
Сей-тали – тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъёма грузов.
Скампавея – русская малая галера начала XVIII в. для операций в шхерах, имела до 18 пар весел и 1-2 мачты с треугольными парусами, 1-2 пушки малого калибра. Перевозила до 150 человек.
Скоба якоря – скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря. Служит для крепления к якорю цепного каната.
Слабина троса – провисание, излишек нетуго натянутой снасти.
Снасти – вырубленные тросы, применяемые для подъёма (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.
Сорлинь – линь или цепь. Крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим – к судну. Назначение сорлиня – удержать руль, если он соскочит с петель.
Спардек – верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.
Сплесень – соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.
Стаксели – косые паруса треугольной формы.
Стандерс – пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.
Стапель – сооружение для постройки судна и спуска его на воду.
Старн-тимберсы – брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев
Стень – сокращение слова «стеньга»; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т. д.
Стеньга (нидерл. steng) – продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов.
Стень-бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
Стень-ванты – снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.
Стоячий такелаж – такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.
Стравливать – ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.
Стрела грузовая – приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.
Стренди – составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди – из каболок, а каболки – из растительных волокон или из проволоки.
Стрингер – продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
Строп грузовой – приспособление для подъёма грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Струг – русское плоскодонное парусно-гребное судно служившее для перевозки людей и грузов.
Схватка – временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.
Специальные морские термины — Т
Такелаж – общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева.
Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной – бегучим.
Тали – грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединённых между собой тросом, один конец которого укреплён неподвижно у одного из блоков.
Талреп винтовой – приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.
Танкер – грузовое судно, предназначавшееся для перевозки в цистернах, нефти, бензина и других жидких грузов.
Таран
- 1) выступ в подводной части корабля гребного флота;
- 2) тактический приём морского боя – удар в борт судна противника своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя.
Тимберовка – капитальный ремонт парусного судна.
Тимберс – правая или левая ветвь шпангоута.
Топ – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Топенант – снасть бегучего: такелажа, прикреплённая к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости.
Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Траверз – направление, перпендикулярное к курсу судна.
Транец – нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках – доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.
Травить – выпускать, ослаблять трос или снасть.
Трап – лестница на корабле.
Трап-балка – балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.
Трекатр – небольшое парусное транспортное судно грузоподъемностью до 100 т.
Тренцевание – особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название «трень», чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса.
После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.
Трисель – косой четырёхугольный парус, верхней шкаториной шнурующийся к гафелю, а нижней растягивающийся по гику.
Трисы – брасы блинда-рея.
Тросы – общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные – из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые).
На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на корабле, такелажных работ и др.
Трюм – внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.
Тяжеловес
- 1) Грузовое место массой 10 т. и более;
- 2) Грузовая стрела для подъёма грузов массой более 10 т.
Специальная морская терминология — У
Удама (ундема, удема) – шведское судно галерного типа с откидными надводными бортами, которые в тихую погоду или в бою опускали для постановки весел или орудий.
В свежую погоду борта поднимались. Длина 31 м, ширина 10 м, осадка 1,83 м. Вооружение: 16 пар весел, 10 12-фунтовых пушек. Экипаж 100-110 чел.
Узел – единица скорости судна, соответствующая одной морской миле в час (1852м).
Усы – приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привёрнутых к пятке гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту.
Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.
Утлегарь – рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.
Утка – точеная деревянная планка или отливка, закреплённая неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-файлов, фалиней.