Морские термины или словарь специальных морских терминологий. Продолжение. Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.
ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:
Словарь специальных терминов — H
Набор судна – каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.
Нагель – деревянный гвоздь.
Нактоуз – ящик или шкалик, на котором укреплён компас.
Неф – старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.
Нок – конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.)
Морская терминология — О (Словарь специальных морских терминологий)
Обводы – внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.
Обшивка – внешняя оболочка корпуса судна, обеспечивающая водонепроницаемость.
Обух – болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.
Оверштаг – поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами.
Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд ) сопровождается сменой галса. Любой другой маневр парусника поворотом не считается.
Огон – кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутвое дерево.
Октан – угломерно-отражательный мореходный инструмент.
Оплетка – конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками раделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
Орудийный расчёт (орудийная прислуга) – личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.
Осадка судна – отстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна.
Отдать конец – отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.
Отсеки – внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками.
Оттяжка – трос, укреплённый на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.
Словарь спецтерминов — П (Словарь специальных морских терминологий)
Пал – чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.
Палуба – горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения:
- квартер-дек – открытая палуба для управления судном;
- опер-дек – верхняя батарейная палуба;
- мидель-дек – средняя батарейная палуба; орлопдек – палуба жилых и служебных помещений;
- трюм – самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования палуб.
Пароходофрегат – военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину.
Пакетбот – двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.
Пеленгатор – прибор, установленный на компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные предметы или небесные светила.
Пеньковый трос – растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.
Переборка – любая вертикальная перегородка внутри корпуса, кроме двойного борта.
Перлинь – трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 — 152 миллиметра).
Перо руля – действующая часть руля.
Перты – закреплённые под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Пиллерс – (от англ. pillars, множественное число от pillar – колонна, столб) – вертикальная металлическая стойка, служащая опорой для палубного перекрытия судна. Пиллерсы бывают постоянные или съёмные.
Пинасс – трехмачтовое судно XVII-XVIII веков.
Пинка – парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.
Планширь – самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт – продолжение борта выше открытой верхней палубы).
Пластырь – устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.
Плашкоут – плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.
Погонное орудие – орудие на парусных судах, установленное для стрельбы прямо по носу.
Подпёрток – короткие шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах.
Полубак – носовая надстройка на баке корабля.
Полундра – восклицание, первоначально означавшее “берегись сверху!”.
В настоящее время используется как синоним слова “берегись”.
Сохранилось со времён парусного флота, когда матросы работая на мачтах или реях, могли уронить инструмент или какую-либо деталь парусного вооружения судна и предупреждали об этом всех находящихся внизу на палубе криком “Берегись!”
Полуют – возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.
Понтон (от лат. ponto – мост на лодках) – плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств за счёт собственного запаса плавучести.
Порт – герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.
Прам – плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений
Привальный брус – часть продольного набора, верхний стрингер: брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.
Прикол – вертикальный или наклонный стержень на берегу для привязывания судна.
Прихватить – слегка закрепить; наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой – это значит подвязать временно.
Прорезание строя (прорезание линии баталии) – тактический приём кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсеченной части его сил.
В момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника.
Огнем поражались носовая и кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских кораблей.
С другой стороны, огонь противника был в этот момент слабым, так как носовых и кормовых орудий на парусных судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий.
Прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окружённые суда с двух сторон – «взять противника в два огня». Этот тактический приём наиболее успешно применялся в русском (адмиралы Ф. Ф. Ушаков и Д. Н. Сенявин) и английском (адмиралы Д.Родней и Г.Нельсон) флотах.
Прядь – вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.
Путенс-ванты – связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам. Служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от стеньтяги стень-вант.
Морская терминология — Р
Растительный трос – трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)
Рангоут (от нидерл. rondhout – круглое дерево) – на судах парусного Флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъёмы сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутным деревом (рангоутными деревами). Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или композитов.
Рей – рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Рейд – часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн; внутренний рейд защищён естественными или искусственными преградами от ветра и волн.
Риф-бант – полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф-штерт или сезни.
Риф-леер – снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов.
Риф-сезень – конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
Риф-штерты – короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
Ростр – (лат. rostrum, клюв, выдающаяся часть, нос корабля) Таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времен Древнего Рима для нанесения ударов кораблю противника.
Ростры – совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами в последствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.
Роульс – каток, отлитый из чугуна или стали, или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т. д.
Рубка – закрытое сооружение на палубе надводного борта или на палубе надстройки.
Руль – вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.
Румб – направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счёт идёт не на румбы, а на градусы.
Румпель (от нидерл. roerpen, roer – весло, руль) – часть рулевого устройства корабля. Передаёт крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.
Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Руслени – площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами.
Рыбины – деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.
Рым – металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.