Словарь специальных морских терминов Н,О,П,Р

словарь специальных морских терминов

Морские термины или словарь специальных морских терминологий. Продолжение. Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.

ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:

А,Б,В | Г,Д,И | К,Л,М | Н,О,П,Р | С,Т,У | Ф,Х,Ч | Ш,Э,Ю,Я

Словарь специальных терминов — H

Набор судна – каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.

Нагель – деревянный гвоздь.

Нактоуз – ящик или шкалик, на котором укреплён компас.

Неф – старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.

Нок – конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.)

Морская терминология — О (Словарь специальных морских терминологий)

Обводы – внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.

Обшивка – внешняя оболочка корпуса судна, обеспечивающая водонепроницаемость.

Обух – болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.

Оверштаг – поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами.

Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд ) сопровождается сменой галса. Любой другой маневр парусника поворотом не считается.

Огон – кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутвое дерево.

Октан – угломерно-отражательный мореходный инструмент.

Оплетка – конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками раделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.

Орудийный расчёт (орудийная прислуга) – личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.

Осадка судна – отстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна.

Отдать конец – отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.

Отсеки – внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками.

Оттяжка – трос, укреплённый на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

Словарь спецтерминов — П (Словарь специальных морских терминологий)

Пал – чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.

Палуба – горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения:

  • квартер-дек – открытая палуба для управления судном;
  • опер-дек – верхняя батарейная палуба;
  • мидель-дек – средняя батарейная палуба; орлопдек – палуба жилых и служебных помещений;
  • трюм – самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования палуб.

Пароходофрегат – военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину.

Пакетбот – двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.

Пеленгатор – прибор, установленный на компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные предметы или небесные светила.

Пеньковый трос – растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.

Переборка – любая вертикальная перегородка внутри корпуса, кроме двойного борта.

Перлинь – трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 — 152 миллиметра).

Перо руля – действующая часть руля.

Перты – закреплённые под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Пиллерс – (от англ. pillars, множественное число от pillar – колонна, столб) – вертикальная металлическая стойка, служащая опорой для палубного перекрытия судна. Пиллерсы бывают постоянные или съёмные.

Пинасс – трехмачтовое судно XVII-XVIII веков.

Пинка – парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.

Планширь – самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт – продолжение борта выше открытой верхней палубы).

Пластырь – устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.

Плашкоут – плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.

Погонное орудие – орудие на парусных судах, установленное для стрельбы прямо по носу.

Подпёрток – короткие шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах.

Полубак – носовая надстройка на баке корабля.

Полундра – восклицание, первоначально означавшее “берегись сверху!”.

В настоящее время используется как синоним слова “берегись”.

Сохранилось со времён парусного флота, когда матросы работая на мачтах или реях, могли уронить инструмент или какую-либо деталь парусного вооружения судна и предупреждали об этом всех находящихся внизу на палубе криком “Берегись!”

Полуют – возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.

Понтон (от лат. ponto – мост на лодках) – плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств за счёт собственного запаса плавучести.

Порт – герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.

Прам – плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений

Привальный брус – часть продольного набора, верхний стрингер: брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.

Прикол – вертикальный или наклонный стержень на берегу для привязывания судна.

Прихватить – слегка закрепить; наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой – это значит подвязать временно.

Прорезание строя (прорезание линии баталии) – тактический приём кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсеченной части его сил.

В момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника.

Огнем поражались носовая и кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских кораблей.

С другой стороны, огонь противника был в этот момент слабым, так как носовых и кормовых орудий на парусных судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий.

Прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окружённые суда с двух сторон – «взять противника в два огня». Этот тактический приём наиболее успешно применялся в русском (адмиралы Ф. Ф. Ушаков и Д. Н. Сенявин) и английском (адмиралы Д.Родней и Г.Нельсон) флотах.

Прядь – вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.

Путенс-ванты – связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам. Служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от стеньтяги стень-вант.

Морская терминология — Р

Растительный трос – трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)

Рангоут (от нидерл. rondhout – круглое дерево) – на судах парусного Флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъёмы сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутным деревом (рангоутными деревами). Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или композитов.

Рей – рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Рейд – часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн; внутренний рейд защищён естественными или искусственными преградами от ветра и волн.

Риф-бант – полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф-штерт или сезни.
Риф-леер – снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов.

Риф-сезень – конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.

Риф-штерты – короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.

Ростр – (лат. rostrum, клюв, выдающаяся часть, нос корабля) Таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времен Древнего Рима для нанесения ударов кораблю противника.

Ростры – совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами в последствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.

Роульс – каток, отлитый из чугуна или стали, или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т. д.

Рубка – закрытое сооружение на палубе надводного борта или на палубе надстройки.

Руль – вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.

Румб – направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счёт идёт не на румбы, а на градусы.

Румпель (от нидерл. roerpen, roer – весло, руль) – часть рулевого устройства корабля. Передаёт крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.

Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Руслени – площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами.

Рыбины – деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.

Рым – металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделись с друзьями
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
"Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.