Морские термины или словарь специальных водных (морских) терминов. Продолжение. Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.
ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ:
Термины моряка — Ш
Шаутбенахт (от нидерл. schaut bej nacht – ночной наблюдатель) – адмиральский чин в русском Флоте в первой половине XVIII века: соответствовал чину контр-адмирала. В походе находился на головном корабле и следил за обстановкой.
Швартов – растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у причала (швартовный конец).
Швартовка – подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.
Швартовное устройство – шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна.
Швиц-сарвень-строп – строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
Шебека
- 1) небольшое трёхмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами; использовалось в средние века на Средиземном море для посыльной службы и перевозки грузов;
- 2) русский парусно-гребной трёх мачтовый корабль второй половины XVIII в., имел до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек малого калибра.
Шитик – небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м.
Шканцы – помост или палуба парусного судна на один уровень выше шкафута, в корму от него, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами.
Шканцы считались почётным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.
Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкафут (от нидерл. schavot – стеллаж, эшафот) на кораблях и судах – часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты. В парусном флоте так называли широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов деревянных парусных кораблей для прохода с бака на квартердек или шканцы.
Шкентель – короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъёма шлюпок или груза.
Шкентель с мусингами – растительный трос, на котором через каждые 30-40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
Шкентросы – короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
Шкив – колесо, сделанное из металла или бакаута, — насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.
Шкимушгар – однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трёх каболок.
Шкипер (нидерл. schipper) – содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.
Шкот – снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведённая в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закреплённые за верхние углы аварийного пластыря.
Шлаг – петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
Шлагов – железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
Шлюп
- 1) Шлюп – парусный боевой корабль XVII – середины XIX в. с рейтингом 20-24 пушек или ниже.
- 2) Шлюп – эскортный корабль в Британском флоте XX в, не предназначенный для действий в составе эскадры. 3) Шлюп – тип парусного вооружения.
Шлюпбалки – стальные либо деревянные прямые ил изогнутые балки с талями, укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.
Шмак – двухмачтовое грузовое судно первой половины XVIII в.: использовались на Балтийском и Каспийском морях.
Шнека (шняка) – плоскодонное беспалубное поморско-новгородское парусно-гребное рыболовецкое судно, имевшее одну-две мачты с прямыми парусами; полни мало более 2 т груза.
Шнява – небольшое двухмачтовое торговое или военное судно XVII-XVIII вв... похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 т, вооружение 14-18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.
Шпангоут – ребро судового остова (от голл. «шпант» – ребро + «гоут» – дерево. На малых деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну; на больших собираются из отдельных кусков дерева – футоксов; на металлических – из угольников, приклепанных/приваренных к обшивке. Шпангоут может иметь правую и левую части – правый и левый тимберсы; каждый из тимберсов делится на нижнюю часть – флортимберс и верхнюю – топтимберс.
Шпигат – прорезь в борту, фальшборте, обшивке, для облегчения слива воды за борт.
Шпиль – большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъёма якоря и выбирания швартовных концов.
Шпринг – трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь – цепь, для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии. Также – швартов, поданный с носа и заложенный в районе кормы, или наоборот, поданный с кормы в район носа.
Шрапнель – артиллерийский снаряд, снаряжённый готовыми поражающими элементами (сферические пули, стержни и др.), с дистанционным взрывателем и дымообразующим составом.
Обладал значительной эффективностью для поражения живой силы. Утратил значение в начале 40-х годов XIX в., уступив место осколочным и осколочно-фугасным снарядам.
Штаги (штаг) – снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья – мачты, стеньги и пр.
Штандарт – флаг главы государства, поднимаемый в месте его пребывания. Официально принят при Петре I.
Штевень – прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.
Штерт – короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Штормтрап – веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служашая для подъёма на корабль.
Штуртрос – трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.
Штурман – помощник капитана, специалист по кораблевождению.
Шханечный журнал – основной официальный документ на судах русского парусного флота. В шханечный журнал непрерывно, с момента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. В 1869 г. был переименован в вахтенный журнал.
Шхеры (от швед. skaren – скала, помеха) – скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделенных узкими проливами, надводных и подводных скал и камней. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Канады и др. Ширина шхер до 100 миль.
Шхетбот – небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах.
Шхуна – парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Мореходно, может ходить круто к ветру. Шхуны русского флота имели до 16 пушек.
Словарь специальных морских терминов — Э
Эзельгофт – деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.
Энтер-дрек – небольшой ручной якорь-кошка. При абордаже бросался на неприятельское судно для более надёжного сцепления с ним.
Эскадра (от фр. esсadre) – крупное соединение военных кораблей различных классов.
Морские термины — Ю
Ют – кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне.
Юферс – круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.
Специальная терминология моряка — Я (Словарь специальных водных терминов)
Якорь – приспособление для удержания судна на месте.
Ял (от нидерл. jol) – относительно короткая и широкая гребно-парусная судовая шлюпка с транцевой кормой.