Словарь специальных морских терминов А,Б,В

словарь специальных морских терминов

Морские термины или словарь специальных морских терминов. Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.

ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:

А,Б,В | Г,Д,И | К,Л,М | Н,О,П,Р | С,Т,У | Ф,Х,Ч | Ш,Э,Ю,Я

Морские термины — А

Авангард (фр. avant – впереди и фр. garde – страж) – часть войск или кораблей, выдвинутая в походе вперёд, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т. д.

Авизо (от итал. avviso – уведомление) – небольшой корабль, применявшийся для разведки и посыльной службы в XVIII-XIX вв.

Аврал (англ. over all – «все наверх») спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой.

Адмиралтейство – 1) в XVIII-XIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады; 2) орган управления флотом.

Адмиралтейский (Адмиральский) час – предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли “выпить и закусить” перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.

Как пишет исследователь русского языка и этнограф И. М. Снегирей в труде «Русские в своих пословицах», это выражение напоминает «обычай основателя российского флота (Петра Первого. – Сост.) в одиннадцать часов утра после трудов пить водку с сотрудниками своими.

Это был у Петра своего рода «обеденный перерыв». С адмиралами здесь заседал сам Пётр, заседания продолжались до 11 часов, когда царь по старой привычке подкреплял себя анисовой водкой. Его примеру следовали и адмиралы.

Этот факт родил поговорку:

Адмиралтейский час пробил, пора водку пить.

11 часов с тех пор называют «Адмиралтейский полдень». Выражение «адмиральский час» вошло в широкий обиход после того, как начиная с 1865 г. ровно в полдень в Петербурге стали стрелять из пушки Адмиралтейства, обозначая тем самым точное время.

Иносказательно: время (около полудня, полдень), когда пора «выпить и закусить» (шутл.).

Акростоль – декоративная кормовая оконечность.

Анапуть – несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями – анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.

Анкерок (нидерл. anker) — деревянный бочонок, ёмкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.

Артель – объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счёт положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.

Архитектура (лат. architectura, от греч. — строитель) – наука, которая изучает типы судов, их конструкцию, проектирование и постройку.

Арьергард (от фр. arriere – задний) — тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей, следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.

Ахтерштевень (нидерл. achtersteven, achter – задний, steven – штевень, стояк) – брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль

Морская терминология — Б

Бак (нидерл. bak) – надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты).

Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приёма пищи команды на корабле .

Бакен – плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.

Бакштаг

  1. 1) Одна из снастей стоячего такелажа, поддерживающих с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр. Бакштаги идут вбок и несколько назад (чаще именно мн. ч.).
  2. 2) Курс судна относительно ветра – ветер дует с кормы и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол больше 90° и меньше 180°) Делится на полный бакштаг (ближе к 180°), собственно бакштаг и крутой бакштаг (ближе к 90°).

Бакштов – трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Балктанкер – судно специальной постройки, способное перевозить сыпучие и жидкие грузы.

Баллер — ось вращения руля, скреплённая с пером руля.

Балясина – точёный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.

Банка

  1. 1) участок дна, глубина над которым заметно меньше окружающих глубин, то же, что мель;
  2. 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.

Банник – деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, наезженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.

Барабан шпиля – вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Барбарский корабль – однопалубный корабль, прототипом которого были так называемые берберийские суда XVI-XVII вв., плававшие у берегов Алжира и Туниса. Имел 2 мачты с прямыми и 1 – с косыми парусами. Длина 32-36 м, ширина 7-10 м; вооружение 34-44 орудия.

Барк – трёх-пятимачтовое парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение

Баркалон – парусно-гребное судно длиной около 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия.

Бархоут – усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.

Бейдевинд – курс судна относительно ветра: ветер дует с носа и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол меньше 90°) Делится на полный бейдевинд, собственно бейдевинд и крутой бейдевинд.

Бейфут – кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.

Бензель – перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

Беседка – деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъёме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.

Бизань

  1. 1) косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом;
  2. 2) нижний прямой парус, ставящийся на бегин-рее бизань-мачты.

Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

Бизань-мачта – третья мачта, считая с носа. На четырёх и более мачтовых судах – всегда последняя, кормовая мачта. На так называемых «малых» («полуторамачтовых» судах [кеч, иол]) – вторая мачта от носа.

Бикгед – переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.

Бимс (англ. beams, мн. число от beam – бревно, балка, перекладина ) – поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута и придающая судну поперечную прочность.

Бирема – гребной военный корабль с двумя рядами весел.

Битенг – деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

Блинд – парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.

Блинда-гафель (усы) — отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).

Блинда-фал – снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.

Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъёма тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Блок со свитнем – блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.

Блокшив – корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т. д.

Боканцы – старинное название шлюпбалок.

Бом – слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.

Бомбардирский корабль – парусный двухмачтовый корабль, вооружённый 12?14 пушками крупного калибра или 2?4 мортирами. Использовался для бомбардировки крепостей и портов. Обладал усиленной конструкцией корпуса.

Бом-утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря.

Борт – бок, боковая стенка судна.

Бот — всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6-8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.

Ботик — небольшой бот.

Боцман (нидерл. bootsmann) – старший из палубной команды судна. В торговом и вообще гражданском флоте – как правило матрос первого класса.

Боцманмал (от нидерл. jol) старший унтер-офицер, исполняющий должность боцмана в его отсутствие.

Бочка – плавучее приспособление в виде большого полого резервуара, закреплённого цепью за дно, служащее для швартования к нему кораблей, находящихся на рейде.

Брам – слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.

Брам-бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.

Брам-гинцы – маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.

Брамсель – прямой парус, подымаемый на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте – фор-брамсель, на грот-мачте – грот-брамсель и на бизань-мачте – крюйс-брамсель.

Брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

Брам-фал – снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.

Брандер – небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путём поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.

Брандвахта (нем. brand – огонь, нем. wacht – караул) – корабль, несущий сторожевую службу у входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь.

Брандскугель (от нем. Brand – пожар, нем. Kugel – ядро) – зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века.

Брас – снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).

Брашпиль – машина для подъёма якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

Брейд-вымпел – широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.

Бриг – Двухмачтовый парусный корабль XVIII-XIX вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200?400 т, вооружение 10?24 пушки. Экипаж до 120 человек.

Бригадир – военный чин, средний между полковником и генералом. Был введён Петром I.

Бригантина (итал. brigantino) – двухмачтовое парусное судно XVIII-XIX вв. с прямыми парусами на передней (фок) и с косыми на задней (грот) мачте. Вооружение 6-8 пушек. В русском флоте XVIII в. – парусно-гребное судно для перевозки грузов и войск. Вооружение 2?3 пушки.

Броненосец – корабль второй половины XIX – начала XX века с мощным артиллерийским вооружением и сильной броневой защитой.

Броненосцы береговой обороны (водоизмещение до 8000 т) предназначались для боевых действий в прибрежных районах.

Эскадренный броненосец (водоизмещение 10000-17000 т)предназначался для морского боя в составе эскадры как главная ударная сила Флота.

Бросательный конец – линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.

Бугель – плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бугель с обухами – стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Буйреп – трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Буксир

  1. 1) Трос, при помощи которого буксируют суда;
  2. 2) Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.

Булинь – снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого пapyca.

Бушприт – рангоутное дерево, укреплённое на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.

Бык-гордень – снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Словарь специальных морских терминов — В

Ванты (нидерл. want) – снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту.

Вант-путенсы (вант-путенс) – железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.

Ватер-бакштаги (ватер-бакштаг) – снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.

Ватервейс – толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.

Ватер-вулинг – крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.

Ватерлиния (англ. waterline) – линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Ватер-штал – стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.

Вельбот (нидерл. walboot) – узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.

Верп – вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путём его завоза на шлюпках.

Веретено якоря – массивный стержень, к нижней части которого прикреплены pora адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Верфь (нидерл. werft) – место постройки судов.

Взять рифы – уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных пapycов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.

Водоизмещение – вес корабля в тоннах, то есть количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна.

Выбирать слабину троса – обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Выбленки – отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъёме по вантам на мачты и стеньги.

Вымбовка – деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.

Вымпел (нидерл. wimpel) – длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.

Выстрел – горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделись с друзьями
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
"Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.