Хорошая лодка под мотор

хорошая лодка для мотора

Привет друзья! Сегодня предлагаем обратить ваше внимание на выбор лодки для вашего мотора. Хорошая лодка под мотор, как её выбрать. Ознакомьтесь с данной статьёй ниже.

Хорошая лодка под подвесной лодочный мотор

В настоящее время с приобретением почти любого подвесного лодочного мотора (ПЛМ) иностранного производства каких-либо проблем не возникает.

Приемлемые цены, отличное качество и возможность сервисного обслуживания все больше и больше склоняют выбор нашего потребителя в пользу импортной продукции. Это моторы таких фирм, как например HONDA, JOHNSON, MERCURY и YAMAHA.

Думаю, что с обслуживанием и использованием самого подвесного лодочного мотора все вроде бы ясно.

Но вот с выбором подходящей судна (она же лодка) для приобретенного лодочного мотора не все очевидно.

И проблемы при неверном выборе могут появиться уже после первых часов эксплуатации системы “моторная лодка — мотор”.

Давайте  разберемся с мощностью. Какой мощности иностранный лодочный мотор будет оптимальным для моторной лодки.

Вполне рабочий вариант – подобрать подержанную мотолодку советского производства. Она значительно дешевле современных импортных и приемлема с точки зрения рыбалки.

Чаще других предлагаются модели мотолодок, перечисленные в таблице, которая позволяет ориентировочно определить возраст предполагаемой покупки и вероятность приобретения той или иной мотолодки в зависимости от общего количества выпущенных.

Но какую все же выбрать модель моторной лодки?

Для начала немного теории.

Ознакомьтесь ещё по схожей теме:

Теория лодок отечественного производства

Перечисленные модели мотолодок проектировались в конце 60-х и начале 70-х годов. Тогда самым мощным подвесным лодочным мотором был “Вихрь-20“. В соответствии с мощностью имеющихся лодочных моторов и выбирались обводы проектируемых моторных лодок.

По теории гидродинамики меньше всего затрат мощности нужно для выведения мотолодки на глиссирование (скольжение по поверхности воды) плоскодонки.

Однако в плоскодонке даже на волне высотой 0,2-0,3 м у вас будет ощущение, что вы едете на телеге по булыжной мостовой со скоростью 25-30 км/час из-за сильной вибрации от ударов волн.

Для достижения максимальной “мягкости” хода и вместе с тем обеспечения выхода на глиссирование с лодочными моторами имеющейся мощности (20-25 л.с.) конструкторы устанавливали углы килеватости в транце 4-5°, а на миделе (среднем шпангоуте) -12-14°.

Такая геометрия днища обеспечивала выход мотолодки на глиссирование с имеющейся мощностью лодочных моторов, при этом сохранялась приемлемая комфортабельность хода по волне.

Угол килеватости лодки. Хорошая лодка под мотор

угол килеватости лодки

Как видно из картинки выше. У большинства моделей моторных лодок углы килеватости обводов днища лежат именно в этих пределах.

С появлением более мощного лодочного мотора – “Вихрь” 30 л.с. для повышения комфортности движения мотолодки на большой скорости стали увеличивать и углы килеватости (м/л “Днепр”, “Прогресс-4″, “Ока-4″).

Наиболее совершенные моторные лодки имеют два и более килей.

Углы килеватости до 24° на транце, продольные реданы, брызгоотбойники и другие конструкторские ухищрения. Что повышает комфортабельность хода мотолодки, устойчивость её на курсе и уменьшает брызгообразования. Скорость таких мотолодок может достигать 45-60 км/час.

Разумеется, что для этого нужна соответствующая мощность лодочного мотора.

Если вы хотите кроме рыбалки и воскресных прогулок и есть желание покататься на водных лыжах то учтите, что...

Подвесной лодочный мотор мощностью 30 л.с. на легкой лодке с небольшой килеватостью достаточно уверенно поднимает из воды лыжника массой до 80 кг.

Стоит ещё знать и запомнить, что...

Во время выхода из воды лыжник должен вставать на ноги, поднимая спину с небольшим наклоном вперед, а не заваливаться на нее.

Лодочные моторы меньшей мощности легкого катания на лыжах не обеспечат.

Мощность подвесного лодочного мотора

Теперь о подходящей максимальной мощности мотора.

На все серийно выпускавшиеся мотолодки существующим ГОСТом определена максимально допустимая мощность мотора с точки зрения безопасности. Смотрите таблицу ниже.

таблица мощности и килеватости лодок

Не стоит превышать допустимую мощность лодочного мотора для вашей лодки.

При выборе мощности мотора вообще не следует увлекаться количеством лошадиных сил.

Мотор должен иметь лишь достаточный запас прочности, определяемый из перевозимого груза, а не желаемой скорости. Ведь при увеличении скорости глиссирующей лодки вдвое сопротивление увеличивается в 4 раза.

Следовательно и требуемая мощность мотора увеличивается.

Поэтому разница в мощности в 10-15 л.с. существенной прибавки скорости не даст, зато заметно увеличит массу мотора и расход топлива.

Из собственного опыта знаю, что лодка “Казанка-5М” с лодочным мотором 60 л.с. бежит не быстрее, чем с мотором 40 л.с. Стоит отметить, что здесь ещё важен выбор гребного винта, но об этом позже. Расход топлива ориентировочно посчитать несложно.

Расход топлива мотора. Хорошая лодка под мотор

Импортные моторы имеют удельный расход топлива в пределах 0,400-0,437 л на 1 л.с. в час. Помножьте удельный расход топлива на количество лошадиных сил вашего мотора и получите удельный часовой расход.

Дальше умножьте эту цифру на стоимость одного литра бензина АИ-95. Таким образом будете примерно знать, сколько стоит один час поездки. Правда, надо будет добавить еще стоимость масла для двухтактного двигателя.

Двухтактный или четырехтактный мотор

Теперь давайте попробуем разобраться, какой подвесной лодочный мотор выбрать двухтактный или четырехтактный.

Четырехтактные лодочные моторы появились в основном под давлением экологов.

Судите сами. Продувка цилиндров двухтактных двигателей осуществляется рабочей смесью (бензин + масло), которая, пока открыты продувочные и выхлопные окна, пролетает насквозь и попадает в воду.

У четырехтактного двигателя, сколько смеси попало в цилиндр, столько и сгорело.

Отсюда и удельный расход топлива: у двухтактных с дефлекторной (поперечной) продувкой -400-450 г/л.с. в час, с петлевой трехканальной – 320-350 г/л.с. в час, а у четырехтактных-220-250 г/л.с. в час.

Таким образом, разница в расходе топлива есть, но масса мотора и стоимость меняется заметно.

Преимущества четырехтактного лодочного мотора

У четырехтактных, помимо определенного выигрыша в расходе топлива, есть и другие преимущества:

  • Они гораздо тише.
  • Устойчиво работают на малых оборотах. Можно ловить на “дорожку”.

Справедливости ради, надо сказать, что... Теоретически, чем меньше деталей в механизме, тем меньше вероятность поломок.

А четырехтактный двигатель – это тот же двухтактный плюс газораспределительный механизм. Поэтому здесь очень важно иметь в наличии хороший сервис-центр.

Транец лодки

При выборе и установке импортного мотора следует помнить, что они выпускаются под транец высотой 380 и 510 мм.

Все мотолодки отечественного производства имеют транец высотой 380 мм. Поэтому при покупке мотора справьтесь у продавца о длине “ноги”.

Устанавливать подвесной мотор на лодку надо таким образом, чтобы его антикавитационная плита была погружена в воду хотя бы на 2-3 см, в идеале – на 10-15 мм ниже кромки днища.

Если она находится выше этого уровня – возможен прорыв воздуха к винту, который не будет развивать упор, и в некоторых случаях мотор даже может выйти из строя. Слишком глубокое положение “ноги” в воде оказывает сильное сопротивление и тормозит ход лодки.

Отрегулировать положение мотора на транце можно, подкладывая под горизонтальную опорную плоскость струбцины ровную дощечку или обрезок водостойкой толстой фанеры. Иногда приходится подрезать транец, чтобы опустить мотор пониже.

Если все-таки вы решили купить мощный мотор, советуем серьезно отнестись к вопросам безопасности. Вода небрежности не прощает.

Управление мотором на лодке

При использовании мощного мотора необходимо обязательно установить дистанционные управления поворотом мотора (рулевое), газом и реверсом.

Дело в том, что любое судно под действием руля (лодочный мотор – активный руль) поворачивается вокруг своего центра тяжести.

Чем дальше расположен центр тяжести от руля, “тем мягче” судно реагирует на его положения, и наоборот.

Представьте себе, вы купили мотор 40 л.с. с румпелем и установили на транец – это 80-85 кг. Затем сели сами к румпелю – еще 80 кг. Итого на транце 160 кг, а лодка имеет массу 180 кг.

Представляете, где находится центр тяжести? Недалеко от ваших коленок.

Плечо поворота лодки около 1 м относительно длины лодки 4,6 м. Малейшее шевеление румпелем, и лодка реагирует очень резко. Если у вас на скорости 45-50 км/час дрогнет рука – это верный оверкиль.

Нам же нужна всё-таки хорошая лодка под мотор. Не рискуйте, установи те дистанционные управления, и эксплуатация лодки будет значительно безопасней, удобней и приятней.

Какой мотор выбрать

Мотор какой же фирмы стоит выбрать?

Такую рекомендацию, пожалуй, не отважится дать никто, если он не зависим от этой компании.

Но, по данным статистики, на отечественном рынке лодочных моторов максимально представлены модели MERCURY, YAMAHA и JONSON. При этом HONDA устойчиво доминирует.

Интересно отметить, что из общего количества этих моторов доля двухтактных составляет 87,13%. При выборе фирмы следует узнать, есть ли в вашем городе ее сервис-центр.

Разговор идет не о мастерской металле ремонта, где ремонтируют и швейные машинки, и пылесосы, и лодочные моторы. А о сервис центре, где работают механики, прошедшие обучение на фирме и имеющие сертификаты, выданные ею на право проведения ремонта моторов именно этой фирмы.

Один знакомый, генеральный дилер одной японской компании. Как-то говорил, что ему не дают для продаж моторы мощностью более 100 л.с., так как у него нет механика, аттестованного для ремонта этой мощности, а на них установлены компьютеры.

Вообще, импортные моторы (при условии применения фирменных масел и соответствующего обслуживания) достаточно надежные и долговечные механизмы.

Всегда следует помнить, что это не трактор “Беларусь”, который грязи не боится, а поэтому и относиться к ним нужно в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации и не доверять своего любимца трактористам.

Лучше всего, если ваш мотор зимой будут обслуживать “умелые” руки механиков.

Лодка и скорость

Покупая лодку и мотор к ней. Вы, конечно, мечтаете о скорости.

Скорость подобна наркотику. Попробовал один раз, а потом она не дает жить спокойно. Вы постоянно ломаете себе голову, как добиться еще большей скорости.

Мы уже сказали, что простое увеличение мощности мотора – это неверный путь, правильнее будет задаться вопросом:

Всю ли мощность имеющуюся мотора мощность я использую?

Размышления неизбежно приведут вас к мысли:

А правильный гребной винт у меня стоит?

Когда у вас уже есть хорошая лодка под мотор. Вы обязательно будете думать о том, как...

  • Правильно подобрать гребной винт?
  • Использовать всю имеющуюся мощность мотора?
  • И получить наибольшую скорость при данных лодки, моторе и нагрузке?

Читайте в следующих статьях блога honwave.com.ua.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделись с друзьями