Как спускать и поднимать из воды лодку на берег?

Как спускать и поднимать лодку из воды

Спуск на воду и подъем из воды лодки на берег – с разной степенью подробности упоминаются во всех книгах о моторных лодках.

Однако все, что я прочел в книгах, малопригодно для условий, которые имеются в моем районе. Имеющиеся описания методов спуска лодки на воду на мелководном берегу с твердым и слегка покатым дном вполне удовлетворительны только для условий тихой погоды.

Спуск лодки на воду

Спуск лодки на воду

В том районе, где мне приходится спускать лодку на воду с каменистого и поросшего кустарником берега, ситуация осложняется самыми большими на Британских островах приливами.

Разница между минимальным и максимальным уровнем подъема воды составляет 10 метров, так что через мой причал протекает огромное количество воды с 12-часовым интервалом.

Поток приливной воды может двигаться со скоростью до 4 узлов и, встречаясь с бетонными блоками, укрепляющими берег, способен создать крупные волны на моем причале даже в безветренную погоду.

Поэтому традиционный способ спуска моей надувной лодки (кстати, прочитайте статью 7 причин популярности надувных лодок ) на воду зачастую попросту не может быть использован из-за опасности повреждения днища.

Как спускать и поднимать из воды лодку на берег?

По этой причине судоводители, проживающие в таких экстремальных условиях, включая и меня, разработали свой оригинальный способ спуска-подъема лодок, который может ужаснуть человека, привыкшего к традиционному спуску-подъему в тихой гавани.

Вода по одну сторону моего причала очень глубокая. В этом-то и заключается решение проблемы.

Мы просто сбрасываем лодку в воду с высоты, так что колеса трейлера даже не приходится мочить!

Подъем лодки из воды

В этом состоит роковой ответ на серьезный вопрос, хотя этот способ совсем необязательно, или даже невозможно, применять в каждой местности, а лишь только там, где действовать нужно быстро в быстро изменяющейся ситуации, причем, начав спуск лодки, останавливаться уже нельзя.

Как спускать и поднимать из воды лодку на берег?

Самое важное здесь – правильная подготовка, и сбой в подготовке не позволит правильно выполнить спуск лодки на воду!

Во-первых, для таких условий трейлер следует использовать современный многороликовый, когда корпус лодки опирается на поворотную роликовую “постель”.

Причем ролики на крайней задней линии постели должны быть расположены близко друг к другу, чтобы V-образный нос лодки не провалился между роликами и не ударился о металлическую раму трейлера на заключительной стадии операции спуска.

Если подъем лодки Вы обычно производите лебедкой на постель трейлера прямо из воды, последующее изложение можете спокойно пропустить.

Как спускать и поднимать из воды лодку на берег?

Подвесной мотор лодки следует поднять в наиболее высокое положение и надежно закрепить в таком положении.

Не будем также говорить о случаях, когда берег слишком пологий, так что лодке может не хватить глубины для спуска: бросать лодку в воду с берега, когда глубина не больше полуметра, – по меньшей мере, неразумно.

Как спускать и поднимать из воды лодку на берег?
Мы подтягиваем лодку вверх и бросаем ее в воду обычно с небольшой высоты.

Выполняемые последовательно, эти действия делают практически незаметным процесс опускания лодки вплоть до того момента, когда она закачается на волнах.

Для обратного подтягивания потребуется трос, длинный достаточно для того, чтобы лодка погасила скорость, двигаясь в обратном направлении, так то при желании ее можно было бы вообще остановить.

Как спускать и поднимать из воды лодку на берег?
Лично я завожу трос за ухо, установленное с внутренней стороны носа лодки.

Зачем?

По той причине, что когда лодка опустится на воду, можно просто канат бросить внутрь лодки и забыть о нем. Если же канат закреплен снаружи лодки, то на плаву убрать канат будет ой как не просто!

Когда канат упадет в воду, ваши проблемы как раз с этого и начнутся, особенно если канат этот возьмет и намотается на винт. Канат, укрепленный внутри, значительно проще извлекается, когда лодка на плаву, равно как и заводится за ухо.

По прибытии к урезу воды трейлер расцепляется для того, чтобы колеса трейлера могли встать на самую кромку причала. Члены экипажа все вместе должны помочь колесам встать на самую кромку.

Для спуска на воду мы запускаем операцию подъема в обратном порядке. Причем экипаж лодки из соображений безопасности находится по бортам лодки, чтобы предупредить возникновение любой опасности, в том числе – отгонять любопытных, которые могут оказаться сбоку лодки вне вашего поля зрения.

Зачем они туда лезут – обычно никто объяснить не может, в том числе и они сами.

Как спускать и поднимать из воды лодку на берег?
Закрепите накрепко ручной тормоз колес трейлера. Теперь можно оценить ситуацию: на самом ли деле за колесами трейлера начинается глубина, а “постель” трейлера направляет ли лодку подальше от бетонной стенки причала?

Следите за приливом и за ветром, например, наблюдая за недалеко стоящими лодками или буями, фалинь укрепите за ухо изнутри носа лодки, отведите от каната членов экипажа, чтобы никто не стоял между фалинем и урезом воды. Отцепите стопорный конец и крепежные ремни.

Момент истины близок!

На счет “три” опустите полностью назад постель трейлера: лодка начнет движение к воде.

Ни в коем случае не следует спускать лодку, притормаживая ее лебедкой. Можно сломать лебедку, ее тормоз или зубья шестерен, что может быть крайне опасно для любого человека, находящегося вблизи лебедки.

Мы такое видели многократно – в самых разнообразных ситуациях – так что не делайте ничего подобного!

Отпустите тормоз лебедки и, пусть сила тяготения сделает свое дело. Вы только стойте поодаль и наблюдайте, как ваше судно гордо и уверенно встретится с водой.

Как спускать и поднимать из воды лодку на берег?

В общем-то, это зрелище действительно не для слабонервных, потому что вода в лодку обязательно наберется.

А поскольку надувные лодки RIB имеют транцы (также будет полезна статья Что нужно знать при выборе надувной лодки ) , не препятствующие стоку воды, то даже если на корме стоит тяжелый 4-тактный Honda, вода быстро вся уйдет.

Наш 5,5-метровый Humber Ocean Pro электронасос освободил лодку от остатков воды почти мгновенно. При спуске на воду большой 18-футовой надувной лодки RIB Bayliner, также как при спуске быстроходных рыболовных лодок, нам удавалось совершенно не набрать в них воды.

Разумеется, результат существенно зависит от скорости спуска лодки. Один раз RIB-лодка Coastguard просто перевернулась, когда ее подсекла при спуске небольшая волна.

В общем, лодку следует спускать на воду – пустую, сняв с нее все личные вещи и приборы со стойки управления.

При переворачивании лодки она вся может оказаться мокрой, но насос поможет решить эту небольшую проблему, да и сама вода не задержится.

Для подъема лодки не требуется подсовывать под нее “постель” трейлера. Мы пробовали поднимать лодку с зажатыми тормозами трейлера и без тормозов, и решили никогда больше не поднимать лодку на незаторможенный трейлер.

Свободно движущийся трейлер при подъеме на него лодки сдвинется навстречу смещающемуся центру тяжести и днище лодки, как челюсти крокодила, шлепнется о передние ролики постели.

Любой, кто попадется под этот укус, погибнет.

Хотя сам я такого никогда не видел, но слухами земля полнится, то и в голове вертится простая фраза “ни в коем случае”:

Можно поднимать лодку и через борт.

Сильная волна у причала, смолистые или густые илистые отложения в подводной части пирса, невидимые под 3 сантиметрами мутной взбитой воды, значительно меньше могут повредить лодку при таком способе подъема.

Спуск и подъем лодки из воды

Некоторые наблюдения про спуск и подъем лодки

Спуск – это подъем наоборот, и главное опять же – правильно установить трейлер. Укрепите трос лебедки на трейлере, а экипаж пусть подведет лодку к захватам трейлера.

Подъем лодки, на постель, экипаж должен помогать лодке двигаться правильно, в то время как вы должны выбирать освобождающийся фалинь и другие тяги.

Последнее, что нужно сделать, не забыв проверить надежность закрепления подвесного мотора в поднятом положении и, что он выключен ( черт бы побрал эти тихие четырехтактные моторы ! :) ) – закрепить страховочный конец за ухо в носовой части лодки, чтобы лодка не скатилась назад, как только вы  выключите лебедку.

Если такого страховочного конца на трейлере нет, немедленно его раздобудьте и установите. Количество лодок, которые скатились с трейлеров в непосредственной близости от берега – вполне достаточно, чтобы не повторять самому чужих ошибок.

Кстати, никто не знает, почему изготовители трейлеров не комплектуют их страховочными концами для фиксации лодок?

Автор статьи: Дейв Малле

Дейв Малле – штатный тренер Королевского Яхт-клуба Великобритании, от имени этой организации занимающийся обучением и подготовкой будущих инструкторов курсов вождения моторных лодок.

Кроме того, Дейв Малле основал Британскую ассоциацию клубов рыболовов-лодочников и руководит собственной школой обучения вождению моторных лодок Wavelength Training.

Перевод одноименной статьи Дейва Маллет (Dave Mallett), опубликованной в журнале RIB (2003 год) выполнен Павлом Дмитриевым

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: