История отечественных мотопомп берет свое начало как и положено всему новому и передовому – в Германии. Первые появившиеся бензиновые двигатели начинали устанавливаться не на привод колес, а на привод насоса.
Еще в начале века было создано довольно много моделей бензомоторных труб, как называли тогда мотопомпу. Но уже тогда суть их многообразия сводилась к трем позициям: легкие, средние и тяжелые.
СТАТЬИ:
Легкие переносились двумя пожарными, средние транспортировались на повозках, автомобилях, но к месту пожара доставлялись как и положено – руками. Мотопомпы тяжелого типа буксировались к месту пожара транспортным средством.
Создание первых пожарных мотопомп
Первой попыткой механизировать отечественное пожарное дело в сельской местности можно считать создание на ленинградском заводе “Промет” переносных пожарных мотопомп.
Вес мотопомпы в готовности составлял 145 кг. Она была смонтирована на носилках и могла переноситься или перевозиться на любом транспорте. Она не отличаясь принципиально от лучших образцов Запада.
До войны выпускались также мотопомпы сельского и промышленного типов. В послевоенный период выпуску новых пожарных мотопомп стало уделяться большее внимание.
В начале выпускали переносные мотопомпы М-600 и прицепные М-1200 (ММ-1200), а в конце 60-х годов был освоен выпуск переносных мотопомп М-800, производительностью 800 л/мин. И прицепных мотопомп МП-1400 производительностью 1400 л/мин.
Рост производительности остановился на 1600 л/мин. (модель МП-1600, 1970 год), на базе двигателя ЗМЗ-24-01 мощностью до 85 л.с.
Мотопомпы морского исполнения
Выпускались мотопомы морского исполнения. Вначале 70-х годов конструкторы Ливенского завода противопожарного оборудования разработал новую пожарную переносную мотопомпу МП-800.
Она выгодно отличалась от выпускавшейся до тех пор мотопомпы М-600 более совершенной компановкой узлов и агрегатов выполненных из легких сплавов с лучшими техническими данными.
Повышенные эксплуатационные качества МП-800 по сравнению с М-600 обусловлены прежде всего использованием более мощного (20 л.с.) двухцилиндрового двигателя.
Вместо пластинчатого вакуум-насоса устанавливавшегося ранее, мотопомпа МП-800 была оборудована газоструйным вакуум-насосом.
Производство после распада — история отечественных мотопомп
С развалом СССР основные производители мотопомп остались в Украине. Производство мотопомп в РФ резко пошла на убыль. Старые ломались и списывались. Оставшиеся сохраняли в основном для спортивных целей.
А импортные образцы очень дороги, хотя по экономичности, по производительности они оставили далеко позади все отечественные образцы.
Мотопомпы в пожарном деле
Преимущества применения заставляют по-прежнему комплектовать ими самую современную пожарную и спасательную технику.
Они по-прежнему применяются при тушении лесных пожаров, для заполнения водяных емкостей пожарных вертолетов, приспособленной сельскохозяйственной техники и транспортных автоцистерн, используемых для подачи воды к месту пожара.
Стоит отметить, что мотопомпы также входят в комплект оборудования пожарных поездов.
СМОТРЕТЬ: Другая техника
Галлерея насосов — история отечественных мотопомп