Морские термины или словарь специальных водных морских терминов (продолжение). Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.
ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:
Словарь морских терминов — Г
Гавань (нидерл. hafen) – защищённое место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов.
Гак – стальной крюк, прикреплённый к концу тросов и цепей, служащий для подъёма шлюпок, груза и для буксировки.
Галеас (от итал. galeazza – большая галера) – парусно-гребной военный корабль в XVI-XVII вв. промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран.
Галеон – многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков, имевшее от трёх до пяти мачт со смешанным парусным вооружением.
Галера – гребно-парусное, двух-трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трёх-четырехугольными парусами, вооружённое надводным тараном, а позднее пушками (до 20). Экипаж доходил до 250 человек. Предназначалось для действия у берегов и в шхерах.
Галета – сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.
Галиот (гальот) – парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200-300 т. Использовалось для посыльной и транспортной службы.
Галс – курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идёт правым галсом, если в левый борт – то левым галсом.
Галфвинд – (голл. halfwind – полветра) курс судна относительно ветра – ветер дует практически прямо в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол около 90°)
Гардель – снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
Гафель (нидерл. gaffel) – рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в неё сзади, к которому привязывались некоторые паруса.
Гельмпорт – отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.
Гемам – парусно-гребной фрегат шведского флота. Вооружение: 18-32 орудия.
Гик – горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого пapyca.
Гика-топенант – снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
Гика-шкот – снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
Главная палуба – палуба, до которой доводят водонепроницаемые переборки, разделяющие корпус судна на отсеки; по главную палубу измеряют высоту надводного борта.
Гинцы – небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
Гитовы – снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей.
Есть гитовы прямых парусов, которые подтягивают к рею шкотовые углы паруса. И гитовы триселей, котрые подтягивают парус к гафелю и мачте.
Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
Гребной флот (галерный флот, шхерный флот) – соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дюбель-шлюпки и т. д. См. гребное судно.
Грот
- 1) Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей;
- 2) Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею;
- 3) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-мачта – вторая мачта, считая от носа корабля.
Гукор – парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.
Гюйс
рос.
- 1) красный Флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на Флагштоке на бушприте (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым Флагом, но только во время якорной стоянки;
- 2) большой синий воротник на форменке – матросской верхней суконной или полотняной рубахе.
Гюйсшток – стойка, на которой поднимается гюйс.
Специальные термины — Д (Словарь водных терминов)
Дедвейт – полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.
Дейдвуд – кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.
Дек (англ. deck) – палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трёхдечный).
Деком называлась и верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась «квартер-дек», следующая называлась «опер-дек», ещё ниже – «мидель-дек», затем «гон-дек», ещё ниже – «орлоп-дек», или «кубрик», и «трюм».
Дельные вещи – литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.
Дислокация – расположение войсковых частей в гарнизонах и на фронте.
Дирик-фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма.
Дифферент (фр. difference) – разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.
Док (англ. dock) – бассейн, вырытый в земле ниже уровня моря и сообщающийся с ним закрывающимися воротами. Служит для строительства и ремонта судов.
Драёк – инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заострёнными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.
Драйреп – снасть для подъёма марса-рея.
Драйреп-блок – одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.
Дредноут – общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавших линкорам водоизмещением 17800 т, пришедших на смену эскадренным броненосцам. Дано по наименованию самого мощного английского броненосца, построенного в 1905-06.
Дрейф (фр. derive) – отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.
Дректов – якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
Дубель-шлюпка – гребное судно 2-й половины XVIII в., имело палубу, до 20 пар весел, съёмную мачту с прямыми парусами, 7-15 пушек, 2-3 из них крупного калибра.
Специальная терминология — И
Иллюминатор (от лат. illuminator – осветитель) – застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.
Иол – небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно. В русском военно-морском флоте конца XVIII – начала XIX века имелись военные полы, вооружённые 1-7 орудиями.