Словарь специальных морских терминов Г,Д,И

словарь специальных морских терминов

Морские термины или словарь специальных водных морских терминов (продолжение). Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.

ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:

А,Б,В | Г,Д,И | К,Л,М | Н,О,П,Р | С,Т,У | Ф,Х,Ч | Ш,Э,Ю,Я

Словарь морских терминов — Г

Гавань (нидерл. hafen) – защищённое место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов.

Гак – стальной крюк, прикреплённый к концу тросов и цепей, служащий для подъёма шлюпок, груза и для буксировки.

Галеас (от итал. galeazza – большая галера) – парусно-гребной военный корабль в XVI-XVII вв. промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран.

Галеон – многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков, имевшее от трёх до пяти мачт со смешанным парусным вооружением.

Галера – гребно-парусное, двух-трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трёх-четырехугольными парусами, вооружённое надводным тараном, а позднее пушками (до 20). Экипаж доходил до 250 человек. Предназначалось для действия у берегов и в шхерах.

Галета – сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.

Галиот (гальот) – парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200-300 т. Использовалось для посыльной и транспортной службы.
Галс – курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идёт правым галсом, если в левый борт – то левым галсом.

Галфвинд – (голл. halfwind – полветра) курс судна относительно ветра – ветер дует практически прямо в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол около 90°)

Гардель – снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.

Гафель (нидерл. gaffel) – рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в неё сзади, к которому привязывались некоторые паруса.

Гельмпорт – отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.

Гемам – парусно-гребной фрегат шведского флота. Вооружение: 18-32 орудия.

Гик – горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого пapyca.

Гика-топенант – снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.

Гика-шкот – снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.

Главная палуба – палуба, до которой доводят водонепроницаемые переборки, разделяющие корпус судна на отсеки; по главную палубу измеряют высоту надводного борта.

Гинцы – небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.

Гитовы – снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей.

Есть гитовы прямых парусов, которые подтягивают к рею шкотовые углы паруса. И гитовы триселей, котрые подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.

Гребной флот (галерный флот, шхерный флот) – соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дюбель-шлюпки и т. д. См. гребное судно.

Грот

  1. 1) Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей;
  2. 2) Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею;
  3. 3) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-мачта – вторая мачта, считая от носа корабля.

Гукор – парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.

Гюйс 

рос.

  1. 1) красный Флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на Флагштоке на бушприте (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым Флагом, но только во время якорной стоянки;
  2. 2) большой синий воротник на форменке – матросской верхней суконной или полотняной рубахе.

Гюйсшток – стойка, на которой поднимается гюйс.

Специальные термины — Д (Словарь водных терминов)

Дедвейт – полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.

Дейдвуд – кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.

Дек (англ. deck) – палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трёхдечный).

Деком называлась и верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась «квартер-дек», следующая называлась «опер-дек», ещё ниже – «мидель-дек», затем «гон-дек», ещё ниже – «орлоп-дек», или «кубрик», и «трюм».

Дельные вещи – литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.

Дислокация – расположение войсковых частей в гарнизонах и на фронте.

Дирик-фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма.

Дифферент (фр. difference) – разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.

Док (англ. dock) – бассейн, вырытый в земле ниже уровня моря и сообщающийся с ним закрывающимися воротами. Служит для строительства и ремонта судов.

Драёк – инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заострёнными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Драйреп – снасть для подъёма марса-рея.

Драйреп-блок – одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.

Дредноут – общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавших линкорам водоизмещением 17800 т, пришедших на смену эскадренным броненосцам. Дано по наименованию самого мощного английского броненосца, построенного в 1905-06.

Дрейф (фр. derive) – отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.

Дректов – якорный канат шлюпочного якоря (дрека).

Дубель-шлюпка – гребное судно 2-й половины XVIII в., имело палубу, до 20 пар весел, съёмную мачту с прямыми парусами, 7-15 пушек, 2-3 из них крупного калибра.

Специальная терминология — И

Иллюминатор (от лат. illuminator – осветитель) – застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.

Иол – небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно. В русском военно-морском флоте конца XVIII – начала XIX века имелись военные полы, вооружённые 1-7 орудиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделись с друзьями
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
"Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.