Морские термины или словарь специальных морских терминов (продолжение). Моряки, водномоторники это отдельный мир людей, которые общаются на своём жаргоне. Давайте рассмотрим основной словарь специальных морских, военных и других водных терминов.
ВЕСЬ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ:
Список специальных терминов — Ф
Фал – снасть, служащая для подъёма некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т. д.
В каждом случае к этому слову прибавляется термин, соответствующий предмету, поднимаемому Ф., например марса-Ф. – Ф., поднимающий марса-рей; кливер-Ф. – снасть, поднимающая верхний угол кливера; Ф. для флага или флаг-Ф. – снасть, на которой поднимаются флаги, и т. д.
Фалинь – трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки. Служит для привязывания шлюпки к пристани, судну или т. п.
Фалреп – тросы, заменяющие поручни у входных трапов судна. По морским традициям (XIX век), эти тросы держат в руках матросы (фалрепные), назначаемые для этого, при входе офицеров или почётных лиц на судно. Сообразно с положением вступающего на судно назначается и число фалрепных, напр. для встречи обер-офицера – 2, для штаб-офицеров и выше или гостей – 4.
В последнем случае двое становятся на палубе, двое стоят на нижней площадке и помогают при входе встречаемого лица взобраться с шлюпки на трап.
Фальшборт – продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляется планширь, а в фальшборте делаются вырезы для швартовых клюзов.
Фиорд – узкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвлённый морской залив с крутыми и высокими берегами.
Флагман (нидерл. vlagman) – командующий соединением военных кораблей (эскадрой, дивизией), сокращенное название флагманского корабля.
Флагшток – верхняя часть самой верхней стеньги. На флагштоке поднимается флаг. На кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг.
Флот – оперативное объединение военно-морского флота, предназначенное для ведения военных действий на морском (океанском) театре.
Флотилия (фр. flottille) – оперативное объединение флота. Флотилии бывают морскими, озерными, речными.
Фок – прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею
Фок-мачта – передняя мачта на двух и более мачтовом корабле, то есть первая, считая от носа к корме.
Фордевинд
- 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер);
- 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие маневры парусного судна поворотом не считаются.
Фор-марса-рей – горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс на Фок-мачте.
Форпик – носовой отсек судна. Обычно используется для принятия балласта.
Фока-рей – нижний рей на фок-мачте.
Фор – слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса и фок-мачты.
Фордун – снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант и бакштагов.
Форштевень – брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). Часть форштевня около грузовой ватерлинии деревянного судна (также металлическая накладка на деревянный форштевень небольших и гребных судов) носит название «водорез» или «грен».
Фрахт – плата за перевозку грузов, взимаемая судовладельцами. Также: контракт на перевозку, включающий описание груза, обязанности перевозчика и размеры платы. Также: груз под контрактом, на время действия последнего.
Фрегат – трёхмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.
Термины — Х
Хват-тали – служат для подъёма мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т. п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками.
Морская терминология — Ч
Чайка – беспалубный плоскодонный челн запорожских казаков XVI-XVII вв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс.
Челн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар весел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек.
Вооружение 4-6 фальконетов (пушки калибром 30 мм).
Чиксы – наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов.