Как сберечь паруса?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Приводим статью на основе материалла из американского ежегодника “Sailboat Direktory”. Автор – президент Института исследований по парусному спорту – подробно рассматривает действие каждого из факторов, влияющих на качество парусов. Статья дополнена рекомендациями для парусов из новейших тканей.

Среди яхтсменов бытует мнение, что паруса из синтетики не гниют и уже поэтому не нуждаются в особо тщательном уходе. Однако это не так. Многие причины могут значительно ухудшить качество синтетических парусов и даже привести их в негодность.

Перетирание. В отличие от применявшейся ранее обычной парусины, синтетическая ткань – материал твердый и поэтому более подверженный перетиранию при механических воздействиях. Швы, в частности, представляют наиболее уязвимую часть. Своевременное обнаружение одного или двух стежков, которые перетерлись, позволит предотвратить быстрый роспуск всего шва. В качестве временного средства в таких случаях хорошие результаты дает закрепление поврежденного участка шва при помощи клейкой ленты.

Естественно, что повреждение паруса возможно прежде всего там, где он чего-либо касается. На гроте перетирание возникает на тех участках, которыми он ложится на подветренные ванты и бакштаги, а также на задней шкаторине в районе гика-топенанта. Трение о ванты на полных курсах можно предотвратить с помощью оттяжки гика. Подветренный бакштаг на длинных галсах нужно выбирать вперед и закреплять так, чтобы он не мешал гроту. Так же следует выбирать и излишнюю слабину топенанта; в отдельных случаях можно оттянуть его к ахтерштагу резиновым стропом.

Следите за лат-карманами, особенно за задней шкаториной у входа в карман и за её передним концом, где лата может протереть и прорвать ткань. Латы должны свободно входить в карман, быть короче его на 10-15 мм и сужаться к переднему концу. Деревянные латы должны быть защищены от действия влаги и разбухания покрытием лаком; их надо обмотать лентой по всей длине для предотвращения расщепления. Никогда не следует оставлять латы в карманах при уборке паруса.

Могут порваться нитки, крепящие ползуны к передней и нижней шкаторинам. Пришивая их вновь, необходимо следить, чтобы они оказались на том же расстоянии от соответствующего лик-троса что и остальные ползуны, иначе из-за неравномерного растяжения шкаторины будет неизбежным и искажение формы паруса. Самый верхний ползун (у фаловой дощечки) следует закреплять проволокой.

У стакселей, особенно генуэзских, чаще всего повреждаются шкотовый угол и задняя шкаторина, которыми парус при каждой смене галса цепляется за краспицы, ванты, утки, лебедки и т.п. Нижняя шкаторина может быть повреждена леерным ограждением. Рекомендуется поочередно поставить все стакселя один за другим, отметить на них опасные места и усилить эти участки нашивкой бантов. Карабины стакселей должны быть пришиты таким образом, чтобы передняя шкаторина паруса была параллельна штагу и не деформировалась. Особенно тщательно следует осматривать крепления нижних карабинов стакселей и, в частности, генуи.

Кроме того, надо надеть на внешние концы краспиц и на верхние леера возле стоек предохранительные вращающиеся шайбы, а на талрепы вант – полиэтиленовые трубки. Проверьте отсутствие порванных выступающих прядей на всех стальных тросах – фалах, вантах, леерах и элементах вооружения. Замените дефектные троса. Замотайте все контровочные чеки, острые углы на палубных и мачтовых оковках, которые могут зацепить и порезать парус. Не забудьте чеки на талрепах, обтягивающих леера. Закруглите все острые края на всех деталях в районе кокпита и переднего треугольника. Особенно обратите внимание на оковки, ползуны и погоны для спинакер-гика.

У спинакера быстрее всего изнашиваются нижняя шкаторина и углы, задевающие штаг. Если блок спинакер-фала имеет вертлюг, будет истираться и фаловый угол спинакера.

Проверяйте состояние парусов в начале каждого сезона.

Хлопанье и полоскание паруса. Как ни велика прочность синтетической ткани, она не в состоянии долго выдерживать динамические нагрузки, которым подвергается хлопающий парус. Износ паруса заключается в том, что портится его поверхность, лопаются или перетираются швы, разрушается связь между утком и основой ткани, парус теряет форму.

Следует пояснить, что парусная синтетическая ткань для уменьшения пористости пропитывается смоляным заполнителем, а затем подвергается каландрованию – прокатывается между двумя нагретыми валиками, в результате нити основы и утка оплавляются и свариваются между собой, уменьшая склонность ткани к вытягиванию, ткань делается более плотной, а ее поверхность гладкой и глянцевой. Заполнитель с течением времени становится хрупким и склонным к растрескиванию. Если внимательно осмотреть бывший в употреблении дакроновый парус, можно увидеть тысячи мелких трещин.

Естественно, что это старение парусины, происходящее тем быстрее, чем хуже обращаются с парусом, портит поверхность его и снижает эффективность. Поэтому, например, на стоянке в свежий ветер нужно избегать бесполезного полоскания парусов и убирать их.

Складки и морщины. Морщины образуются при неправильных уборке, укладке, креплении (например, спущенного грота к гику) и хранении парусов. Они не только портят внешний вид паруса, но и ухудшают его аэродинамические качества. Измятый парус нужно намочить и затем свободно подвесить за переднюю шкаторину. Ни в коем случае нельзя подвешивать парус за заднюю шкаторину, иначе он деформируется! Морщины, которые остаются после такой обработки, можно удалить глажением, однако утюг нельзя нагревать выше 70° С.

Влажность, грязь и плесень. Несмотря на специальную обработку, поверхность ткани все же имеет какие-то неровности, в которых скапливаются влага, грязь и разнородные частицы, взвешенные в воздухе. Это – мельчайшие очаги возникновения и развития плесени. Плесень не поражает синтетическую ткань и не уменьшает ее прочность, однако оставляет пятна, которые удаляются с трудом.

В лат-карманах влага задерживается дольше, чем в любом другом месте паруса. Именно по влажности лат-карманов можно судить о том, достаточно ли высох парус и можно ли его убрать на хранение.

Чтобы паруса не пачкались, необходимо следить за чистотой рангоута и такелажа, палубу рекомендуется мыть по возможности перед каждой работой с парусами.

Морская соль. Слой соли, который остается на парусах после высыхания морской воды, впитывает влагу из воздуха и делает паруса сырыми, жесткими и тяжелыми. Соль и песок, скапливаясь в швах, способствуют их истиранию. При каждой возможности споласкивайте паруса пресной водой.

Постановка парусов. Наибольшие деформации ткань претерпевает, если ее растягивать по диагонали, в чем каждый может легко убедиться, растягивая руками носовой платок. Неграмотное несение паруса, когда рабочие нагрузки будут действовать не в расчетных направлениях, а по диагонали, в короткий срок приведет их в негодность. Например, типичными ошибками являются слишком тугое натяжение одной из шкаторин – задней или нижней, неправильная регулировка направления тяги стаксель-шкотов.

При постановке грота и бизани нужно иметь в виду следующее. Если блок фала слишком утоплен, фал будет притягивать фаловую дощечку к мачте, а это испортит верхнюю часть паруса. При подъеме грота нельзя допускать, чтобы гик висел на парусе. Гик нужно подвесить на топенанте либо поставить на сектор или стойку.

Несение парусов.

* Не носите паруса в условиях, не соответствующим их назначению.
* Своевременно уменьшайте площадь парусов, всегда имейте на борту комплект для сильного ветра.
* Не давайте парусам полоскаться без необходимости, не ходите под мотором с поднятыми парусами.
* Не перебивайте паруса по фалам. Явный признак этого – вертикальная складка вдоль передней шкаторины.
* Следите за тем, чтобы при ослаблении ветра, генуя на ходу не ложилась на краспицы.
* При повороте оверштаг не передерживайте сильно стаксель-шкоты.
* При повреждении паруса на ходу, немедленно замените его. Имейте на борту набор матералов для ремонта. Однако лучше не пытаться вручную самостоятельно ремонтировать паруса из ламинатов, т.к. дырки сделанные ручной иглой могут только ухудшить дело.

Спуск парусов. После того как грота-фал отдан, парус должен пойти вниз под действием собственного веса. Ни в коем случае нельзя тянуть его за заднюю шкаторину! Если парус застрял, нужно, подергивая попеременно за фал и переднюю шкаторину, осторожно спустить его и сразу же выяснить причину заедания. Чтобы этого не случалось, следите за состоянием ликпаза или рельса. Как только парус будет спущен, ослабьте натяжение нижней шкаторины, это нужно для сохранения ее упругости.

Укладка и хранение парусов. Паруса должны храниться чистыми, сухими и минимально измятыми. Складывая паруса, не допускайте изломов на окнах и краях боутов.

Грот складывается гармошкой так, чтобы линии сгибов были параллельны нижней шкаторине, а затем скатывается в рулон от передней шкаторины к шкотовому углу. При этом рекомендуется следить, чтобы перегибы паруса не приходились всегда на одно и то же место. Во всех случаях следует избегать вертикальных перегибов, так как они сильнее портят аэродинамику паруса, чем горизонтальные. Если парус остается закрепленным на гике, очень важно закрыть его чехлом от действия солнца, пыли, грязи и т. п. Если латы при этом не вынимаются, их нужно расположить вдоль гика.

Стакселя складывают так, чтобы линии сгиба были перпендикулярны передней шкаторине, а затем скатывают от шкотового угла к галсовому. Зачастую, меняя стакселя и спинакеры на ходу яхты (во время гонки), их убирают в кисы кое-как, а вернувшись на базу, забывают вынуть для просушки и укладки по всем правилам. Ясно, что это грубейшее нарушение правил хорошей морской практики, которое ведёт к преждевременному износу парусов.

Паруса из новейших гоночных материалов (майлар и т.п.) храните в чехлах, свернутыми в рулон. Во время стоянки закрывайте паруса от прямых солнечных лучей.

Перед укладкой паруса в кису нужно убедиться, что парус сухой, а киса (как и парусная кладовая в целом) достаточно просторна. При хранении парусов на судне следует выбирать сухое и хорошо вентилируемое место. По окончании сезона все синтетические паруса тщательно моют, сушат, скатывают и убирают на зимнее хранение в чистое, сухое и хорошо вентилируемое помещение.

Чистка парусов. Небольшие паруса площадью не более 12 м2 стирают мылом и щеткой в ванне с горячей (насколько могут вытерпеть руки) водой. Если парус слишком велик для этого, его следует расстелить на чистом цементном полу и мыть при помощи швабры, после чего обязательно надо сполоснуть парус чистой водой. При мытье используйте нейтральные средства. Избегайте хлоросодержащих веществ при чистке дакроновых парусов.

Поделиться с друзьями :

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Нет похожих статей.

2leep.com

2 комментариев to “Как сберечь паруса?”

  1. Всех приветствую. Ширится не по дням, а по часам блогосфера рунета, что не может не радовать.
    Читаю Ваш блог сравнительно недавно, но уже отметил для себя, что читать Вас интересно… Конечно, хотелось бы, чтобы посты появлялись регулярно, но это уже не от нас зависит, как говорится. Да оно и понятно, лето всё-таки на дворе.
    Как у брата по блогосфере хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу используемого движка. Сам веду несколько проектов на вордпрессе, но честно говоря просто уже достал спам. Люди говорят, что иные движки менее популярны, но и меньше заспамливаются. А вот какие другие???
    Прошу прощения за флуд, но что скажете по этому поводу??? Есть ли какая нибудь альтернатива?

  2. Соглашусь с автором. Многое из вышеперечисленного действительно актуально

Оставить комментарий

Я не робот.