Лодка для Вашего мотора

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

В настоящее время с приобретением почти любого подвесного лодочного мотора (ПМ) иностранного производства каких-либо проблем не возникает.

Приемлемые цены, отличное качество и возможность сервисного обслуживания все больше и больше склоняют выбор российского потребителя в пользу продукции таких фирм, как HONDA, JOHNSON, MERCURY и YAMAHA.

Но если с обслуживанием и использованием самого подвесного лодочного мотора все вроде бы ясно, то с выбором подходящего судна для приобретенного лодочного мотора не все очевидно. И проблемы при неверном выборе могут появиться уже после первых часов эксплуатации системы “моторная лодка-мотор”.

Попробуем разобраться, какой мощности иностранный ПМ будет предпочтителен на той или иной отечественной моторной лодке.

Вполне рабочий вариант – подобрать подержанную мотолодку советского производства она значительно дешевле современных импортных и приемлема с точки зрения рыбалки.

Чаще других предлагаются модели мотолодок, перечисленные в таблице, которая позволяет ориентировочно определить возраст предполагаемой покупки и вероятность приобретения той или иной мотолодки в зависимости от общего количества выпущенных.

Но какую все же выбрать модель моторной лодки? Для начала немного теории.

Перечисленные модели мотолодок проектировались в конце 60-х и начале 70-х годов. Тогда самым мощным подвесным лодочным мотором был “Вихрь-20“. В соответствии с мощностью имеющихся лодочных моторов и выбирались обводы проектируемых моторных лодок.

По теории гидродинамики меньше всего затрат мощности нужно для выведения мотолодки на глиссирование (скольжение по поверхности воды) плоскодонки. Однако в плоскодонке даже на волне высотой 0,2-0,3 м у вас будет ощущение, что вы едете на телеге по булыжной мостовой со скоростью 25-30 км/час из-за сильной вибрации от ударов волн.

Для достижения максимальной “мягкости” хода и вместе с тем обеспечения выхода на глиссирование с лодочными моторами имеющейся мощности (20-25 л.с.) конструкторы устанавливали углы килеватости в транце 4-5°, а на миделе (среднем шпангоуте) -12-14°. Такая геометрия днища обеспечивала выход мотолодки на глиссирование с имеющейся мощностью лодочных моторов, при этом сохранялась приемлемая комфортабельность хода по волне.

Как видно из таблицы, у большинства моделей моторных лодок углы килеватости обводов днища лежат именно в этих пределах. С появлением более мощного лодочного мотора – “Вихрь” 30 л.с. для повышения комфортности движения мотолодки на большой скорости стали увеличивать и углы килеватости (м/л “Днепр”, “Прогресс-4″, “Ока-4″).

Наиболее совершенные моторные лодки имеют два и более килей, углы килеватости до 24° на транце, продольные реданы, брызгоотбойники и другие конструкторские ухищрения, направленные на повышение комфортабельности хода мотолодки, устойчивости на курсе и уменьшение брызгообразования. Скорости таких мотолодок достигают 45-60 км/час.

Понятно, что для этого нужна соответствующая мощность лодочного мотора. Если вы, кроме рыбалки и воскресных прогулок, планируете покататься на водных лыжах, то учтите, что подвесной лодочный мотор мощностью 30 л.с. на легкой лодке с небольшой килеватостью достаточно уверенно поднимает из воды лыжника массой до 80 кг.

Но надо помнить , что во время выхода из воды лыжник должен вставать на ноги, поднимая спину с небольшим наклоном вперед, а не заваливаться на нее. Лодочные моторы меньшей мощности легкого катания на лыжах не обеспечат.

Теперь о приемлемой максимальной мощности мотора. На все серийно выпускавшиеся мотолодки существующим ГОСТом определена максимально допустимая мощность мотора с точки зрения безопасности (см. таблицу). Абсолютно точно, не стоит ее превышать.

При выборе мощности мотора вообще не следует увлекаться количеством лошадиных сил. Мотор должен иметь лишь достаточный запас прочности, определяемый из перевозимого груза, а не желаемой скорости. Ведь при увеличении скорости глиссирующей лодки вдвое сопротивление (а следовательно, и требуемая мощность мотора) увеличивается в 4 раза.

Поэтому разница в мощности в 10-15 л.с. существенной прибавки скорости не даст, зато заметно увеличит массу мотора и расход топлива. Из собственного опыта знаю, что лодка “Казанка-5М” с лодочным мотором 60 л.с. бежит не быстрее, чем с мотором 40 л.с. (правда, здесь важен выбор винта, но об этом позже). Расход топлива ориентировочно посчитать несложно.

Импортные моторы имеют удельный расход топлива в пределах 0,400-0,437 л на 1 л.с. в час. Помножьте удельный расход топлива на количество лошадиных сил вашего мотора и получите удельный часовой расход.

Дальше умножьте эту цифру на стоимость одного литра бензина АИ-93, и будете примерно знать, сколько стоит один час поездки.Правда, надо будет добавить еще стоимость масла.

Теперь давайте попробуем разобраться, какой подвесной лодочный мотор выбрать -двухтактный или четырехтактный. Четырехтактные лодочные моторы появились в основном под давлением экологов. Судите сами, продувка цилиндров двухтактных двигателей осуществляется рабочей смесью (бензин + масло), которая, пока открыты продувочные и выхлопные окна, пролетает насквозь и попадает в воду.

У четырехтактного двигателя, сколько смеси попало в цилиндр, столько и сгорело. Отсюда и удельный расход топлива: у двухтактных с дефлекторной (поперечной) продувкой -400-450 г/л.с. в час, с петлевой трехканальной – 320-350 г/л.с. в час, а у четырехтактных-220-250 г/л.с. в час.

Таким образом, разница в расходе топлива есть, но и масса мотора (и стоимость) меняется заметно.

У четырехтактных, помимо определенного выигрыша в расходе топлива, есть и другие преимущества:

они гораздо тише и устойчиво работают на малых оборотах (можно ловить на “дорожку”).

Справедливости ради, надо сказать, что теоретически, чем меньше деталей в механизме, тем меньше вероятность поломок.

А четырехтактный двигатель – это тот же двухтактный плюс газораспределительный механизм. Поэтому здесь очень важно иметь в наличии хороший сервис-центр.

При выборе и установке импортного мотора следует помнить, что они выпускаются под транец высотой 380 и 510 мм. Все мотолодки отечественного производства имеют транец высотой 380 мм. Поэтому при покупке мотора справьтесь у продавца о длине “ноги”.

Устанавливать подвесной мотор на лодку надо таким образом, чтобы его антикавитационная плита была погружена в воду хотя бы на 2-3 см, в идеале – на 10-15 мм ниже кромки днища.

Если она находится выше этого уровня – возможен прорыв воздуха к винту, который не будет развивать упор, и в некоторых случаях мотор даже может выйти из строя. Слишком глубокое положение “ноги” в воде оказывает сильное сопротивление и тормозит ход лодки.

Отрегулировать положение мотора на транце можно, подкладывая под горизонтальную опорную плоскость струбцины ровную дощечку или обрезок водостойкой толстой фанеры. Иногда приходится подрезать транец, чтобы опустить мотор пониже.

Если все-таки вы решили купить мощный мотор, советуем серьезно отнестись к вопросам безопасности. Вода небрежности не прощает. При использовании мощного мотора необходимо обязательно установить дистанционные управления поворотом мотора (рулевое), газом и реверсом. Дело в том, что любое судно под действием руля (лодочный мотор – активный руль) поворачивается вокруг своего центра тяжести.

Чем дальше расположен центр тяжести от руля, “тем мягче” судно реагирует на его положения, и наоборот. Представьте себе, вы купили мотор 40 л.с. с румпелем и установили на транец – это 80-85 кг. Затем сели сами к румпелю – еще 80 кг. Итого на транце 160 кг, а лодка имеет массу 180 кг. Представляете, где находится центр тяжести? Недалеко от ваших коленок.

Плечо поворота лодки около 1 м относительно длины лодки 4,6 м. Малейшее шевеление румпелем, и лодка реагирует очень резко. Если у вас на скорости 45-50 км/час дрогнет рука – это верный оверкиль.

Не рискуйте, установи те дистанционные управления, и эксплуатация лодки будет значительно безопасней, удобней и приятней.Мотор какой же фирмы стоит выбрать? Такую рекомендацию, пожалуй, не отважится дать никто, если он не зависим от этой компании.

Но, по данным Российского таможенного комитета, на отечественном рынке лодочных моторов максимально представлены модели MERCURY, YAMAHA и JONSON, при этом HONDA устойчиво доминирует.

Интересно отметить, что из общего количества этих моторов доля двухтактных составляет 87,13%. При выборе фирмы следует узнать, есть ли в вашем городе ее сервис-центр.

Разговор идет не о мастерской металле ремонта, где ремонтируют и швейные машинки, и пылесосы, и лодочные моторы, а о сервис центре, где работают механики, прошедшие обучение на фирме и имеющие сертификаты, выданные ею на право проведения ремонта моторов именно этой фирмы.

Мой знакомый, генеральный дилер одной японской компании, как-то посетовал, что ему не дают для продаж моторы мощностью более 100 л.с., так как у него нет механика, аттестованного для ремонта этой мощности, а на них установлены компьютеры.Вообще, импортные моторы (при условии применения фирменных масел и соответствующего обслуживания] достаточно надежные и долговечные механизмы.

Всегда следует помнить, что это не трактор “Беларусь”, который грязи не боится, а поэтому и относиться к ним нужно в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации и не доверять своего любимца трактористам.

Лучше всего, если ваш мотор зимой будут холить и лелеять ласковые, “умелые”, аттестованные фирмой руки механиков. Покупая лодку и мотор к ней, вы, конечно, мечтаете о скорости. Скорость подобна наркотику: попробовал один раз, а потом она не дает жить спокойно. Вы постоянно ломаете себе голову, как добиться еще большей скорости.

Мы уже сказали, что простое увеличение мощности мотора – это неверный путь, правильнее будет задаться вопросом: “Всю ли имеющуюся у мотора мощность вы используете?”.

Размышления неизбежно приведут вас к мысли: а тот ли стоит гребной винт?

О том, как правильно подобрать гребной винт, как использовать всю имеющуюся мощность мотора и получить наибольшую скорость при данных лодке, моторе и нагрузке, читайте в следующей статье.

Ю.Власов

Поделиться с друзьями :

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи:

  1. Лодка должна быть своя!
  2. Подготовка мотолодок к навигации
  3. Мотолодка “Обь-3″
  4. Глиссирующая или водоизмещающая лодка
  5. Советы и рекомендации по выбору прицепа для транспортировки лодки.
2leep.com

Один комментарий to “Лодка для Вашего мотора”

  1. Неплохой блог у вас, и пишите достаточно полезные вещи. Только вот с навигацией в плане ссылок не очень.
    Насколько я понимаю, движок у Вас – Wordpress. Отличное решение для него – плагин rus-to-lat. Преобразует названия постов в ссылки на английском. Очень удобно и сразу всё понятно становится.
    С уважением..

Оставить комментарий

Я не робот.